Операционные бюджеты

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Операционные бюджеты предназначены для планирования текущей деятельности компании. Состав операционных бюджетов и структура их статей зависят от специфики деятельности организации, набора ее бизнес-процессов и определяются каждой компанией самостоятельно. Так, у производственного предприятия в состав операционных бюджетов может входить (помимо бюджета продаж, который будет присутствовать в любой компании) бюджет производства, бюджет себестоимости реализованной продукции, бюджет движения материальных запасов, бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования и т.д. Для торговой компании этот набор будет иным - сюда уже не войдут бюджеты производства, себестоимости реализованной продукции, а будет присутствовать бюджет товарных запасов, бюджет издержек обращения, бюджет себестоимости реализованных товаров и др. Для компаний сферы услуг бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции заменит смета расходов по видам услуг и т.д.

При формировании операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными данными для других.

Процесс бюджетирования начинается с формирования бюджета продаж.

Бюджет продаж -  это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от продаж по компании в целом и по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг на протяжении бюджетного периода.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

  • бюджет должен отражать объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторах;
  • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, представляющий собой график поступлений, данные которого в дальнейшем будут включены в доходную часть бюджета движения денежных средств;
  • в процессе формирования графика поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, так как он непосредственно связан с данным бюджетом, а также потому, что коммерческие расходы, как правило, планируются теми же подразделениями. При формировании бюджета продаж и коммерческих расходов нужно учитывать следующее:

  • расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
  • не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
  • большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации - величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
  • коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
  • значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижение товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
  • в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.

Формирование бюджета продаж является обязательным для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности и специфики деятельности. При этом набор статей бюджета продаж будет различным в зависимости от специфики отрасли и потребностей менеджмента компании. Данные, отражаемые в бюджете продаж, являются основой для формирования доходной части бюджета дохода и расходов.

Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях). Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение и уменьшение запасов, а также величину внешних закупок

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать  погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять Бюджет движения материальных запасов.

Бюджет движения материальных активов - отражает потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах и комплектующих и планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции.

Бюджет движения материальных запасов формируется в стоимостном выражении на основании объемов выпуска продукции, отраженных в бюджете производства, и объемов продаж, отраженных в бюджете продаж, согласно которым определяется потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах, комплектующих и запасах готовой продукции и товаров на складах готовой продукции. Потребность в материалах рассчитывается по нормам расхода материалов на единицу продукции с учетом времени использования материалов в процессе производства согласно технологическим картам. Объем запасов сырья, материалов и готовой продукции формируется на основании существующих в компании нормативов оборачиваемости, рассчитанных с учетом таких факторов, как перебои в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета движения материальных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и баланса дохода и расходов.

По возможности, желательно формировать бюджет движения материальных запасов не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. Технически такую возможность можно обеспечивать с помощью соответствующих программных средств.

В компаниях с длительным производственным циклом может формироваться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом движения материальных запасов или вместо него. В строительных компаниях аналогичным образом может составляться бюджет незавершенного строительства. Для предприятий сферы услуг такого бюджета вообще составлять не нужно. В торговых компаниях, где готовая продукция в состав бюджета прямых затрат на материалы (покупные изделия).

Бюджет закупок - формируется на базе бюджета движения материальных запасов с учетом условий оплаты поставщикам и кредиторской задолженности. Он позволяет рассчитать, сколько и какого сырья, материалов и комплектующих в какие сроки нужно завести.

Информация о платежах за поставки затем используется при составлении бюджета движения денежных средств. В бюджет закупок целесообразно также отнести закупки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других материалов.

Бюджет общепроизводственных расходов - это операционный бюджет, в котором приведены расходы на содержание структурного производственного подразделения, не связанные непосредственно с производством конкретного вида продукции, работ, услуг.

К таким расходам, в частности, относятся расходы на вспомогательный и обслуживающий персонал структурных производственных подразделений (уборщики, ремонтники, цеховый управленческий и инженерно-технический персонал), расходы на техобслуживание и текущий ремонт оборудования, охрану труда, расходы на содержание производственных и складских помещений и др.

Бюджет управленческих расходов - это операционный бюджет, в котором приведены расходы на содержание аппарата управления компании.

К таким расходам, в частности, относятся расходы на административно-управленческий, инженерно-технический и вспомогательный персонал аппарата управления, коммунальные услуги, командировочные расходы, арендные платежи и др. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, поэтому формируется вне зависимости от других основных бюджетов.

Бюджет себестоимости - представляют собой бюджет расходов на продукцию, товары, работы, услуги, которые будут реализованы в данном бюджетном периоде.

Бюджет себестоимости формируется на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной в компании. Данный бюджет в большинство случаев отражает как валовую себестоимость единицы продукции, товаров, работ, услуг.

В зависимости от вида деятельности в компании последовательность формирования операционных бюджетов будет различной. Так, например, производственной компании основным для расчета издержек выступает бюджет производства, в торговых компаниях - бюджет продаж. Если же компания занимается несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо определить свой набор операционных бюджетов, а также порядок их консолидации по всей компании.

Вспомогательные и специальные бюджеты предназначены для подготовки исходной информации, необходимой для формирования основных и операционных бюджетов, а также для обработки содержащейся в них итоговой информации

Смотри также:Управленческий учет